Федеральные льготы Сертификат на материнский (семейный) капитал является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
Правила выдачи регулируются постановлением Правительства Российской Федерации № 873 от 30 декабря 2006 г. «Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал»
Кто может получить материнский капитал
Право на дополнительные меры государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации независимо от места жительства:
- Женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.
- Женщина, родившая (усыновившая) третьего или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки.
- Мужчина, являющийся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей Отец/усыновитель второго и/или последующих детей, независимо от гражданства, при прекращении права на государственную поддержку женщине, родившей или усыновившей второго и/или последующих детей вследствие лишения родительских прав, совершения преступления против детей и т. п.
- Несовершеннолетний ребенок (а также, проходящий обучение на очной форме, до 23 лет включительно)/дети в долях — при невозможности получения сертификата родителями/усыновителями (в силу смерти или лишения родительских прав/опекунства и т. п.).
Лица, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) в пределах Российской Федерации, представляют заявление о месте своего фактического проживания на территории Российской Федерации.
Какие документы необходимы для оформления сертификата
Заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке):
- Документ, удостоверяющий личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания (Паспорт).
- Документ, подтверждающий рождение (усыновление) детей (Свидетельство о рождении/усыновлении).
- Свидетельство о рождении заявителя.
- Свидетельство о заключении брака заявителя.
- СНИЛС (пенсионное страховое свидетельство) заявителя и детей.
- Заявление на получение сертификата МСК.
Если брак повторный, то в пакет документов войдут также:
- свидетельство о расторжении брака (+ копия);
- справка из органа ЗАГС по форме Ф-28 (справка о заключении первого брака).
В случае, если мать умерла или лишена родительских прав, к списку документов на получение сертификата необходимо будет добавить:
- свидетельство о смерти матери;
- решение суда об объявлении матери умершей;
- документы, которые подтверждают совершение матерью преступления в отношении ребенка или документы, которые подтверждают лишение её родительских прав.
Как долго ждать выдачи сертификата МСК
В среднем рассмотрение документов и принятие решения о выдаче сертификата МСК длится около полутора месяцев. На что тратит время Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
- осуществляет прием документов; снимает копии с представленных документов, заверяет их и возвращает заявителю оригиналы документов;
- проверяет достоверность содержащихся в документах (их копиях) сведений и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих органах;
- регистрирует заявление; в месячный срок с даты приема заявления со всеми необходимыми документами выносит письменное решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче;
- не позднее чем через 5 дней с даты вынесения решения о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче направляет лицу, подавшему заявление, уведомление. В случае отказа в выдаче сертификата в уведомлении приводятся основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение;
- выдает (направляет по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) сертификат.
Дополнительная информация
В случае утраты (порчи) сертификата территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации выдается его дубликат на основании заявления владельца сертификата (его законного представителя или доверенного лица), в котором указываются обстоятельства утраты (порчи) сертификата.
В сертификате делается отметка «дубликат», проставляются номер и серия сертификата, взамен которого выдан дубликат. Номер и серия сертификата с отметкой «дубликат» заверяются печатью территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, выдавшего дубликат.
Изменение размера материнского (семейного) капитала в результате его пересмотра с учетом темпов роста инфляции либо в случае распоряжения его частью не влечет замену сертификата.
В случае изменения фамилии, имени, отчества владельца сертификата или данных документа, удостоверяющего личность, владелец сертификата (его законный представитель или доверенное лицо) вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации для внесения соответствующих изменений в сертификат с предъявлением документов, подтверждающих указанные изменения.
Датой приема указанных заявления и документов, направленных по почте, считается дата их регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.