Как получить сертификат на материнский капитал

Обновлено 2 февраля, 2020 в 17:15

Федеральные льготы Сертификат на материнский (семейный) капитал является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.

Правила выдачи регулируются постановлением Правительства Российской Федерации № 873 от 30 декабря 2006 г. «Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал»


Кто может получить материнский капитал

Право на дополнительные меры государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации независимо от места жительства:

  1. Женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.
  2. Женщина, родившая (усыновившая) третьего или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки.
  3. Мужчина, являющийся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей Отец/усыновитель второго и/или последующих детей, независимо от гражданства, при прекращении права на государственную поддержку женщине, родившей или усыновившей второго и/или последующих детей вследствие лишения родительских прав, совершения преступления против детей и т. п.
  4. Несовершеннолетний ребенок (а также, проходящий обучение на очной форме, до 23 лет включительно)/дети в долях — при невозможности получения сертификата родителями/усыновителями (в силу смерти или лишения родительских прав/опекунства и т. п.).


Лица, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) в пределах Российской Федерации, представляют заявление о месте своего фактического проживания на территории Российской Федерации.


Какие документы необходимы для оформления сертификата

Заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке):

  1. Документ, удостоверяющий личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания (Паспорт).
  2. Документ, подтверждающий рождение (усыновление) детей (Свидетельство о рождении/усыновлении).
  3. Свидетельство о рождении заявителя.
  4. Свидетельство о заключении брака заявителя.
  5. СНИЛС (пенсионное страховое свидетельство) заявителя и детей.
  6. Заявление на получение сертификата МСК.

Если брак повторный, то в пакет документов войдут также:

  • свидетельство о расторжении брака (+ копия);
  • справка из органа ЗАГС по форме Ф-28 (справка о заключении первого брака).

Как получить сертификат на материнский капитал

В случае, если мать умерла или лишена родительских прав, к списку документов на получение сертификата необходимо будет добавить:

  1. свидетельство о смерти матери;
  2. решение суда об объявлении матери умершей;
  3. документы, которые подтверждают совершение матерью преступления в отношении ребенка или документы, которые подтверждают лишение её родительских прав.

Как долго ждать выдачи сертификата МСК

В среднем рассмотрение документов и принятие решения о выдаче сертификата МСК длится около полутора месяцев. На что тратит время Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

  • осуществляет прием документов; снимает копии с представленных документов, заверяет их и возвращает заявителю оригиналы документов;
  • проверяет достоверность содержащихся в документах (их копиях) сведений и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих органах;
  • регистрирует заявление; в месячный срок с даты приема заявления со всеми необходимыми документами выносит письменное решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче;
  • не позднее чем через 5 дней с даты вынесения решения о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче направляет лицу, подавшему заявление, уведомление. В случае отказа в выдаче сертификата в уведомлении приводятся основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение;
  • выдает (направляет по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) сертификат.

Дополнительная информация

В случае утраты (порчи) сертификата территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации выдается его дубликат на основании заявления владельца сертификата (его законного представителя или доверенного лица), в котором указываются обстоятельства утраты (порчи) сертификата.

В сертификате делается отметка «дубликат», проставляются номер и серия сертификата, взамен которого выдан дубликат. Номер и серия сертификата с отметкой «дубликат» заверяются печатью территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, выдавшего дубликат.

Изменение размера материнского (семейного) капитала в результате его пересмотра с учетом темпов роста инфляции либо в случае распоряжения его частью не влечет замену сертификата.

В случае изменения фамилии, имени, отчества владельца сертификата или данных документа, удостоверяющего личность, владелец сертификата (его законный представитель или доверенное лицо) вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации для внесения соответствующих изменений в сертификат с предъявлением документов, подтверждающих указанные изменения.

Датой приема указанных заявления и документов, направленных по почте, считается дата их регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Льготы и субсидии
Добавить комментарий